- Память святых отцов шести Вселенских Соборов
Память святых отцов шести Вселенских Соборов
1 августа (19 июля по старому стилю) 2010 г. православная церковь празднует память святых отцов шести Вселенских Соборов.
Вселенские Соборы - это собрания предстоятелей и представителей всех Поместных Церквей, которые созывались для опровержения еретических лжеучений, авторитетного изложения догматов и решения канонических вопросов. Определения и правила Вселенского Собора простираются на все Поместные Церкви и на все времена.
Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов вырабатывали правила, служащие к упорядочению церковной дисциплины. Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми.
Православная церковь признает семь Святых Вселенских Соборов: Никейский (325); Константинопольский (381); Ефесский (431); Халкидонский (451); Константинопольский второй (553); Константинопольский третий (680-681); Никейский второй (787).
На Первом Вселенском соборе, который состоялся в 325 г. в Нике, присутствовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину - догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, а также были установлены многие другие правила.
Второй Вселенский собор был созван в 381 г. в Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Собор выступил против лжеучения бывшего арианского епископа Константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Св. Троицы - Духа Святого.
На Соборе присутствовали 150 епископов, среди которых были: Григорий Богослов (он был председателем Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский и др. На Соборе ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. Собор также дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.
Третий Вселенский собор был созван в 431 г. в Ефесе против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме. Потому Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовали 200 епископов. Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.
Четвертый Вселенский собор был созван в 451 г. в Халкидоне против лжеучения архимандрита одного константинопольского монастыря Евтихия, который отвергал человеческую природу в Иисусе Христе и утверждал, что в Нем следует признавать только одно Божеское естество.
Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками). На Соборе присутствовали 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек.
Пятый Вселенский Собор был созван в 553 г. в Константинополе по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать четвертый Вселенский собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовали 165 епископов.
Шестой Вселенский собор был созван в 680 г. в Константинополе и состоял из 170 епископов. Собор созван был против лжеучения еретиков - монофилитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофилитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества - Божеское и человеческое, - и по этим двум естествам - две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.
Седьмой Вселенский собор был посвящен уже проблеме иконоборчества.
Эпоха шести Вселенских соборов, длившаяся более трехсот лет, была временем споров о Святой Троице, поэтому память святых отцов шести Вселенских Соборов празднуется как знамение того, что святителями Христианской Церкви были сформулированы и утверждены догматы христианского вероучения, была определена богословская основа вероучения.
Смысл особого почитания святых отцов Вселенских Соборов заключается в том, что только они обладали даром выносить непогрешимые и "для всех полезные" определения в области христианской веры и церковного благочестия в кризисные моменты церковной истории.
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.